anisiya_12 (anisiya_12) wrote,
anisiya_12
anisiya_12

Category:

Поезд в детство (чем увлекались дети в СССР)



     Так получилось, что вчера я попал в город, в котором прошла первая половина моего детства. Спустя 35 лет я приехал вновь в этот город. Побывал возле своего дома, в любимом дворе, школы, садика. И меня пронизала мысль. Боже. Какие мы были счастливые, по сравнению с теперешними детьми. Я окунулся в воспоминания того времени и стал сравнивать. Мы росли здоровыми, сильными, а главное очень сообразительными ребятишками, так как все во круг нас способствовало этому развитию.
          Сегодня современные дети не знают даже, как из обыкновенного листа бумаги сделать себе развлечение, не хуже, чем игра на компьютере. Как сделать журавля, жабу, которая может прыгать, самолетик который может летать, хлопушка, которая может громко хлопать по нескольку раз, и т.д. Как извлечь громкий хлопающий звук из обыкновенного клинового листа. Как самому сделать и вырезать лук и стрелы, меч и многие другое, что нужно было обыкновенному ребенку того времени. Я не говорю уже о коллективных детских играх, которые учили дружить и сплачиваться. Более того, все игры того времени были направлены не только на спортивную подготовку, но и развитие образного мышления, и сообразительности.
  Глядя сегодня во двор дома, я не вижу этих игр. Детвора, максимум, сидят на лавках, уткнувшись с современные телефоны. Да, часть бегает в футбол. Но они не знают таких игр как салочки, жмурки, казаки разбойники, пекаря, чижа, знамя, испорченный телефон, города, шахматы, шашки, лапты, городков. Вся наша жизнь тогда проходили на улице. На каникулах особенно. Прибегали только домой либо поесть, либо спать. Мы постоянно двигались. Мы постоянно что-то придумывали. А сколько радости и восторга доставляла только что привезенная куча свежего мокрого песка во дворе. Сразу же возводились крепости и замки. Происходили военные баталии при помощи обыкновенных кирпичей из которых изготавливались танки и самоходки. Устраивались гонки по вновь проложенным трассам машинками. Да всего не перечесть.

             Современным детям это сегодня недоступно стало. Мы исчезали в своих квартирах с улицы только по субботам и воскресеньям, когда в 17.15 показывали аж целых 30 минут мультфильмы. Это был наш единственный перерыв. Как только проходил какой нибудь культовый фильм по телеку и мы все это переносили в жизнь на улицу. Про индейцев -и мы уже на следующий день бегали с копьями и луками собственного изготовления. Про рыцарей -и тут же в руках у нас появлялись щиты и мечи из штакетника (за что нас всегда ругали огородники, так как исчезала в то время часть забора вокруг огородов). Про войну -и мы уже носимся с импровизированным (опять же сделанным вручную собственными руками) оружием. Причем не забывая во время игры обмениваясь ролями, кто за партизан, а кто за немцев.

           МЫ росли дружными, добрыми, отзывчивыми. Я помню, как нам в школе прививали любовь к природе. Как в своем дворе мы высаживали саженцы. А потом, с гордостью нацепив повязки на руку со знаками «зеленого патруля», белили и охраняли эти деревья. Вчера, когда был в своем дворе, я с гордостью смотрел на эти громадные каштаны, клены, дубы, липы, рябины и ивы. Весь парк сохранился и стал большим и красивым. И, может быть, сегодня из жильцов нашего дома кто-то вспоминает нас добрым словом.

С грустью смотрю на детвору сегодня. Из-за того, что они не знают и не ведают того, что знали мы, они страдают, и не подозревая об этом. У нас не было практически никаких проблем со здоровьем. Проблемы с горлом, с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом для нас не существовало. Чего не скажешь о современных детях. Я не говорю уже о развитии таких жизненно важных качеств как смекалка, сообразительность, образное мышление, трудолюбие и т.д. Все эти качества сегодня у них забрали, постепенно превращая их в одиночек, ценящих только материальные ценности и свое собственное Я!

            Да, родители играют роль в воспитании ребенка. Но, чем он старше становиться, тем больше проводит время сам. При нынешнем темпе жизни и кандалах, которые одеты на руки родителям в виде бытовых и экономических проблем, ребенку все больше и больше отводиться время самому постичь окружающий мир. А государство нынешнее вообще отвернулось от воспитания будущего поколения. А в то время для меня были открыты все двери любых кружков и секций -и абсолютно бесплатно. Более того, занятия каким-либо спортом всегда среди нас ценилось и уважалось. А если ты занимался в нескольких кружках и секциях -то ты был просто суперменом.

              Вторая половина детства прошла в другом городе. Повезло. Родители переехали к морю Азовскому. Небольшой районный центр. Воспоминания вновь нахлынули на меня. Первый день на улице, зима. Вышел во двор и через 15 минут у меня уже было пятеро приятелей, которым я стал помогать лепить из снега крепость. Через день я знал уже практически  во дворе, в котором жил, всех своих сверстников, чуть старше и чуть младше. Информация постигалась мгновенно и рационально. Такой информацией делились охотно.

     Я вспоминаю, как через неделю я уже самостоятельно записался в два кружка и две секции. Прошло время и стал еще ходить на фотокружок и шахматы. Это помимо того, что я посещал музыкальную школу, теннис, баскетбол, дзю-до, авиамодельный и судомодельный кружки. Вся неделя была расписана по минутам. Иногда так получалось, что в один день было две спортивных секции и кружок. При этом мы еще успевали поиграть после школы в футбол. И мы все успевали делать и учиться и заниматься собой, и развиваться. Это было престижно.

             Все мне было доступно и абсолютно бесплатно. Куда хотел, туда и шел. Единственное, что было платное так это музыкальная школа, но стоила она символические деньги -15 рублей в мес.
Более того, кроме всего прочего, была еще и смысловая нагрузка на мозги, к которой мы стремились. Мама только мне выписывала журналы такие как «Техника молодежи» и её приложение, «Юный техник», «Знание — сила», «Вокруг света». Я никогда не пропускал телепередач «Это вы можете». Мы росли очень ОБРАЗОВАННЫМИ детками. Сами формировали свой внутренний мир. И нам государство помогало во всем. Мы сами являлись инициаторами тех или иных идей. Порой родители наши просто соглашались с нами и все. Принимая, как факт свершившийся.

              Я вспоминаю, какие у нас были игрушки. Я помню какой восторг я испытал, когда мне отец подарил двух ярусный электромеханический конструктор! Сколько там всего былооооооооооо!!! Какие модели автомобилей и всего прочего я собирал собственными руками. Все это крутилось и двигалось! А когда я сам из всего собрал и придумал аэромобиль! Как вырезал из пластмассовых линеек винты на электродвигатели. Как подбирал нужную температуру нагрева линейки, чтобы сделать винт! И когда моя машина поехала, приводимая в движение винтами, отталкиваясь от воздуха! Это был триумф души и тела! А какие были электромеханические игрушки. Для того, чтобы собрать такую модель, нужны были знания электротехники, усидчивость, внимательность. А какие мы собирали модели самолетов, которые летали! А корабли, которые плавали! Это был сплошной восторг!
                Разве современные дети могут похвастаться постоянным восторгом? Разве они могут похвастаться, что собрали что-то своими руками?

                  Я помню в школе перемены уже в старших классах. Девчонки выходили на улицу, кучковались и судачили о своем, не забывая поглядывать на нас. А что же мы? А мы во время перемены, конечно же, находились на спортивных снарядах во дворе школы. Турники и брусья. Это был такой своеобразный фильтр признания перед слабой половинкой. Если ты не умел делать «подъем переворотом», «склепку», «марс», «полу-солнышко» -ты был просто отстой в глазах всех девчонок.
    Причем, через время приходилось демонстрировать новые упражнения и фигуры пилотажа на турнике и брусьях. Было какое-то между всеми нами мальчишками скрытое соревнование. Кто больше, и круче сделает то то и то то. Мы росли физически выносливыми и гибкими. И как бы между прочим, нас к этому еще подталкивали заинтересованные взгляды девчонок. Все было завязано в единое целое. Я помню, как перед уроками организованно проводилась физическая зарядка. Опоздание на зарядку приравнивалось к опозданию на урок! Многие все же косили от зарядки. Теперь только я понимаю, как доктор, что это было мудрое и нужное решение в борьбе с гиподинамией школьников.

               Анализируя прошлое, теперь понимаю, насколько все было продумано и четко организовано и поставлено на широкую ногу, чтобы дети всех возрастов гармонично развивались и росли самодостаточными личностями. Мне нужны были деньги на марки(увлекался филателией), в 14 лет я самостоятельно пошел в городской зеленстрой и устроился косить траву. Я был принят на работу по всем правилам на 6- часовой рабочий день на два с половиной месяца летних каникул с окладом в 86 рублей в месяц! Мне доверили косить траву в городских парках и скверах. А когда приспособился перевели на центральные улицы, по которым ходили на работу и мои родители.
     
             Да, мои родители узнали о моей работе только через три дня, когда знакомая увидела меня и сказала отцу. Через два года в последние летние каникулы мне доверили как старожилу И ОПЫТНОМУ РАБОТНИКУ-ГАЗОНОКОСИЛКУ! В тот же год в местной газете о нас ( а к тому времени со мной уже работало куча пацанов, которые разделяли мои взгляды на жизнь) напечатали статью с фото! Эта газета и по сей день лежит у моих родителей. Иногда я смотрю на свое фото с детства в этой газете, на ребят, и на мгновение я оказываюсь в том времени. И о чудо!, - я опять чувствую восторг того времени.

              Мы сами себе выбирали жизненный путь. Сами его совершенствовали. Сами принимали решения. И не было никаких препятствий со стороны государства. Все твои цели и устремления приветствовались и поощрялись различными способами. Любой мог стать академиком и космонавтом, певцом и музыкантом, агрономом и врачом. Главное-просто иметь большое желание!
Очень жаль, что современная действительность все это отняло у наших детей. Возможности. Цели. Мечты.
ИСТОЧНИК

Tags: СССР
Subscribe

  • К вопросу о "государственной идеологии"

    Это классический случай попытки формализации неформализуемых понятий (существующих в рамках нечеткой логики и нечетких множеств). Практически для…

  • США вербовали российские СМИ в регионах

    Региональная независимая пресса в РФ оказалась под прицелом американцев, покровительствующих независимым изданиям Генеральная прокуратура РФ назвала…

  • Расстрелянная кибернетика.

    Каждый из нас уверен более чем в том, что он знает все, а если не все, то достаточно, что бы разбираться во многих областях человеческой жизни: от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • К вопросу о "государственной идеологии"

    Это классический случай попытки формализации неформализуемых понятий (существующих в рамках нечеткой логики и нечетких множеств). Практически для…

  • США вербовали российские СМИ в регионах

    Региональная независимая пресса в РФ оказалась под прицелом американцев, покровительствующих независимым изданиям Генеральная прокуратура РФ назвала…

  • Расстрелянная кибернетика.

    Каждый из нас уверен более чем в том, что он знает все, а если не все, то достаточно, что бы разбираться во многих областях человеческой жизни: от…