anisiya_12 (anisiya_12) wrote,
anisiya_12
anisiya_12

Битва за Арктику.

Новая «холодная война» в арктических льдах: как она будет вестись в ближайшие годы.



В романе Жюля Верна «Путешествие капитана Гаттераса» описывается морская экспедиция к Северному полюсу. Полярники, натерпевшиеся лишений во льдах, вновь выходят в открытое тёплое море, кишащее рыбой и другими формами морской жизни. Перед их глазами — нереально красивые пейзажи. Крайний Север описывается как средоточие природных богатств и жизненной энергии. Современникам писателя такие картинки, разумеется, казались чистейшей фантасмагорией. Исследователи знали, что северные регионы вечно скованы льдом, обладают крайне суровым климатом и малопригодны для жизни человека.

Пик интереса к полярным экспедициям в сороковые-пятидесятые годы XX века совпал с началом «холодной войны» и объяснялся, в первую очередь, стратегическими расчётами соперников. Советский Союз намного больше, чем Соединённые Штаты, преуспел в освоении Арктики, а перспектива развёртывания наших бомбардировщиков на полярных аэродромах с дальнейшим проникновением в воздушное пространство США во многом предотвратила угрозу ядерной войны в начале пятидесятых годов. Позже арктический регион, как казалось, надолго стал зоной мира и стабильности, объектом не геополитических, а главным образом научных интересов.

Изменение климата: новые возможности и новые угрозы

Глобальное потепление вызвало масштабное таяние арктических льдов. И если этот процесс продолжится, эпитет «Ледовитый» из названия Северного Ледовитого океана придётся убрать. Только в 2007 году растаяло около миллиона квадратных миль льдов, и ледяной покров океана составляет сейчас не более половины от уровня, зафиксированного в 1950 году. В 2007 и 2008 годах Северо-Восточный арктический проход в течение двух недель был свободен ото льда. В августе 2009 года впервые в истории два немецких коммерческих судна, сопровождаемые ледоколами, совершили рейс по маршруту Владивосток – Нидерланды по Северному морскому пути. А в июле 2010 года два российских нефтяных танкера прошли по маршруту Мурманск – Чукотка. Существуют прогнозы, согласно которым, начиная с 2015 года, в полярной зоне начнутся безледные летние периоды.

Подобные климатические изменения влекут серьёзную угрозу для традиционной экологии полярного региона. В 2009 году 3500 моржей совершили вынужденную миграцию к северо-западным берегам Аляски. По прогнозам экологов, полярный медведь как вид может полностью исчезнуть через 70 лет. Красные лисы, мигрирующие с юга, вытесняют поголовье более слабой полярной лисы. Климатические перемены представляют серьёзную угрозу и для традиционного быта циркумполярных народов: чукчей, алеутов, эскимосов. Их приморские поселения может затопить, а традиционное хозяйство, основанное на промыслах морского зверя, скорее всего, придет в упадок.

В то же время таяние льдов означает новые возможности для освоения неисчерпаемых природных богатств региона. Согласно докладу Американского геологического комитета (USGS), подготовленному в 2009 году, энергетические запасы Арктики составляют 90 миллиардов баррелей нефти и 1,669 триллионов кубических футов природного газа. (Считается, что континентальный шельф Арктики содержит до тридцати процентов всех шельфовых запасов углеводородов в мире и добыча даже 1/10 части ресурсов сулит порядка 2,5 трлн долл. США в современных ценах.)

Однако их разработка требует уникальных технологий и колоссальных инвестиций. Быстрой прибыли в данном случае ждать не приходится, и неудивительно, что в освоении Арктики участвуют лишь государственные корпорации, которые, фактически, выполняют миссию, возложенную на них страной. На данный момент мировой опыт нефте-, газодобычи в замерзающих морях сводится к строительству циклопических по размерам и стоимости ледостойких платформ. Россия предлагает другой путь. Он, по словам вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина, «в создании подводных технологий автономного освоения арктических месторождений. Автономного — значит, максимально роботизированного и не зависящего от средств обеспечения на поверхности». «Это будут безлюдные многомодульные комплексы с полным производственным циклом, — продолжает Рогозин, — целые подводные «города» со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности».

Важную роль будут играть и новые морские пути. Открытие Северо-Восточного прохода (Берингов пролив) сможет сделать маршрут коммерческих судов, совершающих рейсы из Азии в Америку, короче на 5000 миль. Перспективы арктического судоходства создают предпосылки для переориентации восточноазиатских государств, прежде всего Китая, на импорт нефти из России (на данный момент большая часть «чёрного золота» поступает в КНР через узкий и перегруженный Малаккский пролив). Арктические морские пути вызывают также живой интерес у Японии, Малайзии и Индонезии.

Арктические державы усиливают своё военное присутствие в регионе

В течение долгого времени наша страна пользовалась относительным преимуществом в Арктике, прежде всего потому, что располагала самым мощным ледокольным флотом. СССР (затем и Россия) имел 20 ледоколов, на втором месте была Канада (12 ледоколов). США до недавнего времени располагали всего одним ледокольным судном. В настоящее время в Америке запущена программа строительства новых ледоколов, несмотря на то, что это довольно дорогостоящее занятие. Строительство ледокола обходится примерно в один миллиард долларов.

Новое время диктует новые цели. Америка начала активно осваивать Арктический регион не только в экономическом, но и в военном отношении. 12 января 2009 года в Вашингтоне была опубликована президентская директива под номером 66, в которой делались весьма воинственные заявления: «США отстаивают в Арктике фундаментальные национальные интересы в сфере безопасности, которые включают развёртывание противоракетной обороны, стратегическое сдерживание, морское присутствие».

В последнее время США и Канада начали проводить в Арктике регулярные военные учения, в полтора раза увеличилось число походов в этот регион американских субмарин, наращивается группировка сил общего назначения США, включая силы противоракетной обороны на Аляске и прилегающих островах Алеутской гряды.

Другие приполярные страны также готовятся усилить военное присутствие в Ледовитом океане. Ещё в 2009 году Дания объявила о создании особого арктического военного командования и сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. Норвегия, в свою очередь, перенесла ставку командования за полярный круг.

В июне 2009 года в официально нейтральной Швеции прошли совместные с НАТО десятидневные манёвры Loyal Arrow, в которых приняли участие 2000 военнослужащих и 50 самолётов-истребителей. Заслуживает внимания сценарий этих манёвров. Нестабильное, авторитарное государство Лапистан, управляемое военной кликой (судя по всему, имеется в виду Россия), вступает в конфликт за нефтегазовые месторождения с соседней Ботнией (Норвегией). Конфликт затрагивает нейтральные страны Нордистан и Суомию (параллели с Финляндией и Швецией).

На проведение манёвров достаточно остро отреагировали шведские НПО и депутаты местного парламента, которые увидели в их проведении попытку затянуть страну в НАТО. В то же время многие представители шведского истеблишмента, кажется, не очень озабочены сохранением традиционного нейтралитета и не прочь прислониться к сильному североатлантическому покровителю. Так, одна из лидеров Шведской народной партии, председатель парламентского Комитета по международным делам Бригитта Ольсон убеждена, что времена изоляционизма прошли и Швеция рано или поздно присоединится к Альянсу. Министр обороны королевства Стен Тольгфорс настаивает на военной реформе. В настоящее время части, предназначенные для внутренней службы, пополняются призывниками, тогда как подразделения, предназначенные для международных миссий, формируются на профессиональной основе. Министр настаивает на том, чтобы армия комплектовалась на единообразной основе, которая соответствовала бы стандартам НАТО. Неявную, но очень серьёзную поддержку идее североатлантической интеграции оказывает бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.

В Финляндии вступление страны в Североатлантический альянс лоббирует входящая в правительство консервативная Национальная коалиционная партия. Показательно, что пронатовские настроения в Швеции и Финляндии усилились после того, как эти страны направили свои воинские контингенты в Афганистан.

Что касается России, ещё в 2011 году Минобороны приняло решение о формировании специальных «арктических бригад». По трассе Северного морского пути создаётся ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб, началось восстановление как минимум семи аэродромов (пока отремонтирован аэродром «Темп») и причальных сооружений на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах.

«Материнский дом» России

Проблемы региона регулярно рассматриваются на заседаниях Арктического совета. В состав этой международной организации входят пять арктических государств — Россия, США, Канада, Дания и Норвегия, а также Швеция, Исландия и Финляндия. Недавно желание стать наблюдателями изъявили Китай и Италия. Интерес итальянцев к арктическому сотрудничеству обусловлен как прагматическими, так и историческими причинами (стоит вспомнить, например, о полярной экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году). К сожалению, Арктический совет не является постоянной организацией. Это — форум, собирающийся лишь время от времени, решения которого носят рекомендательный характер. А ведь с каждым годом растёт потребность во влиятельном институте, который занимался бы урегулированием конфликтов в регионе и кодификацией международного права.

В настоящее время процесс освоения прибрежного шельфа арктическими государствами регулируется Международной конвенцией по морскому праву, подписанной ООН в 1982 году. Согласно этой конвенции страны имеют право вести хозяйственную деятельность в радиусе 200 миль от своего побережья. Данная зона может быть расширена ещё на 150 миль, если научно доказано, что континентальная платформа является продолжением территории определённого государства. В регионе, как известно, уже ведутся споры между РФ, Данией и Канадой по поводу принадлежности хребта Ломоносова. Пока России удаётся успешно защищать свои права в Арктике. В августе 2007 года российские подводники установили титановый флаг страны на спорных территориях. Однако по мере того, как усиливается борьба за ресурсы, растёт и противодействие попыткам России отстоять свой полярный суверенитет. В ближайшее время мы можем столкнуться не только с военно-стратегическим противостоянием, но и с информационными атаками на наши энергетические компании, ведущие освоение арктического шельфа. Вот почему всё более важным представляется «укрощение» международных экологических организаций, способных стать оружием в информационной войне.

В феврале 2013 года в Риме под патронажем палаты депутатов итальянского парламента прошла конференция «Ледники и ресурсы: новый геополитический сценарий для Арктики», непосредственным организатором которой выступил Итальянский институт геополитических и международных исследований (ISAG), возглавляемый профессором Тиберио Грациани. В своём выступлении на конференции посол РФ в Италии Сергей Разов подчеркнул, что Арктика является «материнским домом» России. Этот дом открыт для всех наций, но лишь при том условии, что они будут соблюдать правила игры, заданные арктическими государствами. Хорошее пожелание, но чтобы оно осуществилось, России, повторимся, необходимо отстаивать свой суверенитет, в том числе и на информационном фронте.

Александр Кузнецов на портале "Однако"


Tags: Россия_вперёд!, смыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments